Карникс - музыка дьявола, устрашающая легионы

Перейти вниз

Карникс - музыка дьявола, устрашающая легионы Empty Карникс - музыка дьявола, устрашающая легионы

Сообщение автор Элеонора Ример 28.08.23 2:31

Автор Элеонора Ример(по материалам «El paradigma о карниксе»(док.фильм),Джон Т. Кох,«Кельтская культура. Историческая энциклопедия»)

Форма инструмента, известная как карникс, хорошо знакома любителям истории, которые видели его на рельефах колонны Траяна или в декоре котла Гундеструпа, а также в таких фильмах, как «Гладиатор» и даже в мультфильмах про Астерикса.

Именно такой рог, увенчанный зооморфным колокольчиком, носили с собой воины, стоявшие перед римскими легионами. Иными словами, это был инструмент, звук которого предназначался не для услаждения слуха, а для поражения и устрашения противника, а также для подачи сигналов войскам.

Об этом свидетельствует Полибий во II веке до н.э. в своем знаменитом труде «История», когда он рассказывает о битве при Теламоне между римскими легионами и цизальпийскими галлами в 225 году до н.э:

«Что касается римлян, то они были воодушевлены тем фактом, что противник находился в центре и был окружен со всех сторон. Однако порядок и шум кельтских войск ошеломили их. К тому же количество рогачей и сальпингов было бесчисленным. В сочетании с этими факторами, а также с тем, что все войско в унисон скандировало пеан, получился рев такого размера и состояния, что не только сальпинги и военные, но и окружающие места, казалось, проецировали свой собственный звук».

Диодор Сицилийский также высказывает свою точку зрения полтора века спустя, в труде «Историческая библиотека»:

«[Кельты] имеют сальпинги особого варварского характера: они играют на них и издают неприятный звук, подходящий для беспорядка в бою».

Другой классический автор, Аппиан, в своей книге Historia romana свидетельствует об использовании карникса в Испанской империи во время осады Нумантии. Иберия:

«[Квинт] Помпей [Аулус], возобновив наступление на Нумантию, направил течение реки в сторону равнины, чтобы голодом заставить город покориться. Но они [нумантинцы] напали на него, пока он занимался этим делом, и, не подавая никаких признаков сальпингов, выбежав все вместе, стали преследовать тех, кто работал на реке».

Как видно, карникс использовался во многих частях Европы - не только кельтской, как иногда говорят, - от Галлии (осада Алезии, Герговии, Бибракта) до Британии (восстание Боудикки, Битва у Граупийских гор), где он засвидетельствован во время соответствующих завоеваний Юлия Цезаря и Клавдия, через Испанию, Грецию и Дакию.

Помимо перенятия, объяснением может быть не только культурное сообщество, но и идентификация происхождения инструмента в доисторическом роге, который использовался в качестве аэрофона, связанного с агонистическим этосом и усилителем божественной силы в сравнении с защитой дикой природы (быки, олени...).

Именно поэтому рога использовались для питья и для украшения шлемов - хотя в документальных источниках практически не встречается археологических образцов. На самом деле, этимологически слово происходит от индоевропейского cern - или carn-, что означает «рог», того же корня, что и имя Cernunnos (архаичный протокельтский бог-рогоносец, повелитель плодородия и диких тварей).

Хотя, как уже было сказано ранее, он использовался в большем количестве случаев, письменные источники связывают использование карникса только с войной, где было принято шуметь, чтобы смутить и напугать противника, а также взбудоражить своих воинов; песнопения и гром карникса использовались древними народами, в том числе и в качестве оружия,как в доиспанской Америке использовали барабаны и раковины. Фактически римляне также использовали cornua, bucinae и tubae на поле боя - кроме событий и venationes - хотя в их случае они имели более выраженное сигнальное назначение; наиболее близким вариантом был lituus, лишенный, однако, украшений в виде животных.

Предполагается, что музыкальные ноты карникса в таких обстоятельствах помогали воинам достичь знаменитого исступления или приступа ярости, своеобразного транса, подобного тому, который часто ассоциировался с норвежскими берсекерами и с духом, похожим на дух маорийских хакасов.

Устрашающий эффект звука подчеркивался визуальным обликом карникса: вертикальная труба высотой до трех метров, что позволяло ей возвышаться среди голов образований, с мундштуком внизу и чудовищной головой с раскрытыми челюстями наверху: это мог быть конь, дракон, змея, волк или любое другое животное, но наиболее типичным был кабан, ассоциировавшийся с друидами, бардами и вепрями.

Этот зооморфизм, возможно, был основан на ортопраксии, т.е. соображения, что животные хорошо чувствуют, создавая модели понимания. Кроме того, они были вездесущи, свирепы и являлись посредниками между нашим и потусторонним миром. Их защита (рога, панты, бивни), их рев были воспроизведены в облике инструмента и его звучании - sacra dictio, - поддерживая жертвенный характер, который также приписывался им. Именно поэтому инструменты заканчивали свою «жизнь» в разобранном виде, в качестве жертвоприношений, и обычно находились в священных (и часто сырых) местах.

Изготовленные из листового металла, бронзы или латуни, карниксы занимали видное место среди других инструментов (некоторые из них были сделаны из дерева), о чем свидетельствует нумизматика и упомянутый выше котел Гундеструпа - серебряный ритуальный сосуд, найденный в Дании и датируемый I в. до н.э. - I в. н.э., относящийся к культуре Ла-Тен и украшенный снаружи и внутри рельефами, один из которых представляет армию с несколькими карниксами, марширующими позади.

Первые письменные упоминания о карниксе относятся к нападению на Дельфы галатов под предводительством военачальника Болгиоса в 279 г. до н.э., во время войны, в которой они победили македонского царя Птолемея Церауна и вторглись в Грецию, дойдя до Малой Азии. После этого мы уже встречаем несколько свидетельств античных историков, к которым следует добавить Юлия Цезаря с его Галльской войной. Что касается археологических данных, то до недавнего времени они были весьма скудны: в Шотландии, Франции, Германии, Румынии и Швейцарии были найдены лишь фрагменты пяти видов.

Первый, шотландский, был найден в 1816 г. в торфяном болоте на ферме Лейтчестаун, Дескфорд, Банфшир, Абердиншир, на берегу Морейского залива. Осталась только голова кабана, взятая из ритуального хранилища, что позволяет предположить, что она имела церемониальную функцию и поэтому была уничтожена. Она сделана из латуни - металла, который использовался почти исключительно римлянами и строго ими контролировался, из чего археологи делают вывод, что это, скорее всего, дратха (военный штандарт, перенятый у даков).

В 2004 г. в Тинтиньяке (Коррез, Франция) был обнаружен священный колодец I в. до н.э., при раскопках которого было найдено полтысячи фрагментов карникса и почти полный образец, соответствующий в общей сложности пяти инструментам: четырем с головой кабана и пятому со змеиной головой. Их анализ позволил идентифицировать другие фрагменты, найденные в Италии десятилетиями ранее, как также соответствующие карниксу. Что касается вещественных образцов, то известно лишь несколько других случаев, все неполные, в Ирландии, Австрии, Чехии, Италии и Англии.

В кельтиберской Испании мы имеем трубки из Нумансии, Тьермеса и Ла-Эскондильи. Здесь находится около пятнадцати образцов труб, отличающихся тем, что они изготовлены не из металла, а из полихромной керамики и имеют круглую форму. Как и другие, они украшены волчьими головами - животного, которое особенно любили на полуострове, что видно по шкуре, которую нертобригенцы послали Марцеллу в 152 г. до н.э., или по частым изображениям воинов в волчьих шкурах.

Греки также взяли на вооружение карникс, но, судя по искусству, придали ему не боевое, а церемониальное назначение. Знаменитая скульптура умирающего галлатийца изображает раненого воина, лежащего рядом с символами его варварства (нага, торки, меч и труба, причем две последние сломаны).

Другой цивилизацией, которая приписывала карниксу метафорическое представление варварского характера, был Рим, часто прикрепляя его к иконографии побежденных, даже если последние не использовали этот инструмент: мы уже упоминали колонну Траяна и можем добавить арку этого императора, арку Тиберия или нагрудные знаки Домициана и Августа (Prima Porta), не говоря уже о многочисленных монетах.

Возвращаясь к Дескфордскому карниксу, стоит отметить, что именно он был выбран в 1991 году для реконструкции, финансируемой компанией Glenfiddich Living Scotland и Национальными музеями Шотландии. Это была инициатива шотландского музыковеда и композитора Джона Персера, которому помогали археолог Фрейзер Хантер и ювелир Джон Крид. Через два года работа была завершена, и Джон Кенни, тромбонист, сыграл первые ноты. Он настолько полюбил этот инструмент, что написал несколько специальных произведений, открыв тем самым дорогу таким музыкантам, как Абрахам Купейро, Вадим Юкневич, Кристофер Гиббс, Кристоф Маникет.


Карникс - музыка дьявола, устрашающая легионы Aa17


Карникс - музыка дьявола, устрашающая легионы %D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80
Элеонора Ример
Элеонора Ример
Создатель сайта.Автор графики Лаборатория FL&D

Сообщения : 7703

Вернуться к началу Перейти вниз

Карникс - музыка дьявола, устрашающая легионы Empty Re: Карникс - музыка дьявола, устрашающая легионы

Сообщение автор Деструктор 28.08.23 15:01

Серьезная вещь.Не менее впечатляющий звук еще от лура.

Деструктор
Деструктор

Сообщения : 173

Вернуться к началу Перейти вниз

Карникс - музыка дьявола, устрашающая легионы Empty Re: Карникс - музыка дьявола, устрашающая легионы

Сообщение автор Ксения 28.08.23 20:08

Ошеломляющий звук,пробуждает первобытный страх.
Мне кажется,что при длительном воздействии и с ума свести может.
Ксения
Ксения

Сообщения : 97

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
DMCA.com Protection Status